В Израиле десятки воспитанников интерната для трудных подростков приняли участие в кинологическом эксперименте. Обучая собак командам, жить по законам общества учатся несовершеннолетние юноши и девушки, уже имеющие судимости.
Репортаж корреспондента НТВ Владислава Сорокина.
Команда «вперед» — самая легкая. Ее и собаки, и дети выполняют всегда на «отлично». А вот покорить огромную смотровую вышку получается у многих далеко не с первого раза.
Олег и Флеш вместе разучивают команды уже больше года. Сначала было сложно, но Олег быстро понял, как приручить немецкую овчарку. Это только кажется, что главный в паре — человек. На самом деле цель кинологического эксперимента состоит не в том, чтобы научить Флеша проходить полосу препятствий (это несложно), но помочь Олегу, выражаясь языком социальных работников, перевоспитаться.
Название поселения с иврита дословно переводится как «молодежная деревня — подъемный кран». Звучит не очень красиво, но суть здесь, как это часто бывает, не в форме, а в содержании. Это место действительно работает как подъемный кран, вытаскивая детей даже из самой глубокой социальной ямы.
Обычная история: родители мальчика переехали в Израиль, пока искали работу и свое место в новом обществе, Олег был предоставлен сам себе, школу забросил и нажил неприятности на улице.
Олег Сибаронов: «Мы играли в футбол, кто-то кого-то толкнул, и началось. Не сказать, чтобы мы сильно подрались, но неподалеку оказались полицейские, и нас забрали».
За уличную драку Олег получил судимость и условный срок, который в Израиле несовершеннолетним часто заменяют обучением в специализированном интернате. Судимость по окончании интерната снимут, если Олег, выражаясь языком учителей, будет хорошо себя вести.
Среди воспитанников интерната — большинство тех, кто не раз и не два побывал в полицейском участке. Это покажется невозможным, но после интерната в прошлом трудные подростки сами идут служить в полицию.
Аркадий Шульман, руководитель кинологической службы: «Раньше ребята относились к полицейским, мягко говоря, неважно. Сегодня же они любят, когда люди в погонах приходят. Мальчишки хотят носить форму, просят то тенниску принести, то фуражку стража порядка».
Секрет детской метаморфозы очень прост: полицейские — неотъемлемая часть кинологических уроков, а подростков тянет к животным. По сути, детей в интернате дрессируют по тому же принципу, что и животных: будешь вести себя не так, как надо — отберут любимую игрушку, то есть закроют доступ в вольер.
Кроме того, действует масса других факторов — хорошее питание, чистая территория, само здание интерната — памятник архитектуры, бывший дворец иорданского шейха с обязательными бассейнами и фонтанами.
В такой обстановке трудные подростки всего за три года становятся, как здесь принято говорить, гордостью всей воспитательной системы. От такой сложной социологической проблемы, как детская преступность в Израиле, конечно, не избавились навсегда. Но здесь нашли эффективное решение. Оказалось, чтобы обучить подростков соблюдать нравственные принципы и закон, не нужно читать им скучные лекции, стоит только дать возможность общаться с животными.
|